Существует интересное, хоть и спорное толкование истории о борьбе Иакова с Богом. Характер ранения, полученного Иаковом в схватке с Богом - поврежденный седалищный нерв в "основе бедра" (Бытие 32:32) - прямо указывает на акт изнасилования. И это важно для понимания отношений Бога со своим возлюбленным народом. Это отношения неистовой ревно- сти, капризов, требования верности: страстная, яростная любовь. В блестящей и спорной работе "Рана Иакова: гомоэротический нарратив в литературе Древнего Израиля" профессор Чикагской теологической семинарии Теодор Дженнигс анализирует эту и другие библейские истории, пытаясь увидеть ее глазами людей того времени.

На гомоэротические отношения в древнем мире смотрели не так, как сегодня. Рассуждения о том, что Иосиф или Давид с Ионатаном (в русской традиции Ионафан) были геями, давно уже не новы - вдохновляющий мотив для одних, немыслимое богохульство для других, банальность для третьих. По существу, библейская история описывает треугольник отношений - Давид, Ионатан и Саул. Этот треугольник становится понятнее, если смотреть на него, как на "любовь воинов", хорошо известную нам по Древней Греции и существовавшую повсеместно в военном сословии на древнем Востоке. Все, что наука знает о Древнем Израиле, свидетельствует о том, что это общество, хотя и самобытное, все же не было уникальным.

Невозможно не заметить, что Библия, рассказывает историю отношений Давида с Саулом и Ионатаном, в терминах физической красоты: Саул - "молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его" (1-я Царств 9:2), или Давид - "белокур, с красивыми глазами и приятным лицом". (тж. 16:12). У Саула и Ионатана были преданные оруженосцы, служившие им, как Патрокл Ахиллу. Гомоэротическая составляющая в таких отношениях была очень существенной. Давид начинает свою карьеру как оруженосец у Саула, а Ионатан дарит Давиду свои доспехи, оружие и одежду (1 Сам 18:4). Саул впадает в гнев, недвусмысленно указывая на сексуальный характер этих отношений: "сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?" (1 Сам 20:30, в синод. переводе - 1 Царств 20:31).

Вот этот самый "срам матери", буквально "нагота матери", в первоисточнике сочетающийся со словом бошет (позор), несомненно, имеет сексуальный смысл. Понятно, что Давида связывало с Ионатаном не только военное подчинение; Давид говорит о Ионатане: "любовь твоя была для меня превыше любви женской" (2 Сам 1:26), да и Саул признает Давида своим "двойным" зятем - через дочь Михаль и через сына Ионатана. Разумеется, такие отношения между мужчинами не обязательно сексуально окрашены, но здесь очень трудно отделаться от ощущения, что речь идет именно об эротике - они выраженно телесны.

Текст Михаэль ДОРФМАН, Иерусалим

Источник