Может ли местный поп-исполнитель стать звездой в Омске? А по всей России? Послушаем мнение экспертов.

Руководитель агентства шоу и праздников Виталий Доля:
– Такие примеры есть. Допустим, была группа «Бэтмэн» со своим продюсером Сергеем Грушевским. Был у Сергея медиа-ресурс – ГТРК «Иртыш». Уж не знаю, какие там у него были связи. Но за счет медиа-ресурса группа стала популярна в пределах Омска и области.

Точно так же может стать популярным любой другой исполнитель, если его крутят по медиа-каналам – радио, телевидению. Плюс концерты. Если условно Вася Иванов хочет стать известным в пределах Омска, это возможно. Для этого нужно, чтобы его регулярно показывали по омским каналам, чтоб он участвовал в сборных концертах на День города или, например, рекламных концертах.

Есть недавний прецедент, когда такой исполнитель – Константин Крайнов – захотел сделать себя известным. Была предпринята попытка его популяризации. В итоге на выступление в Концертном зале было продано всего 40 билетов. Из 1400. Это говорит о том, что раскрутка происходит не за день и не за месяц. Чем меньше сроки, тем больше нужно денег.

Почему не набрали зал и не раскрутили Крайнова? Были выбраны неправильные каналы коммуникации. Его показывали на «Мобильном телевидении» в автобусах, где целевая аудитория в основном старше 35 лет. А нужно было, чтобы его песни постоянно крутились ну хотя бы в течение трех недель по всем радиостанциям и телеканалам для желаемой целевой аудитории.

Я так понял, что у него репертуар для думающей молодежи. Даже не знаю, на какой станции он для этого должен был крутиться. Он расклеил по городу афиши, и это вызвало интерес публики. Но публика не знала, кто это, и поэтому не пошла на концерт. Этап информирования о персоне был пропущен. Сразу начался этап вовлечения. Но вовлечения не получилось.

Словом, звездой стать можно. Для этого нужны деньги. И делаем все согласно отработанной технологии. Выясняем, на кого будет работать артист – на бабушек, мам и пап или юных восторженных девочек. Нужно определиться.

Сколько стоит? Так, чтобы крутили рекламу на всех каналах и Костя Крайнов среди всех омских рекламодателей по объему рекламы занял второе или третье место, – где-то около трех миллионов. На месяц. Вложив такие деньги, я как PR-технолог могу гарантировать, что артист соберет зал мест на 800.

Ну, или Концертный зал – с трудом. Смотря как поработать. Но важно, что нет пророка в своем отечестве. Если мы скажем, что это рядовой омский мальчик, никто не придет. Он должен быть нерядовым. Чтобы он приехал из Москвы. Надо работать над легендой.

– Ну вот «Бэтмэн» же не из Москвы приехали…
– Тогда были другие времена. Когда «Бэтмэн» вышли на эстраду, то в Москве был кто? Группа «На-На» и, пожалуй, все. В Омске появились Алексей Гализдра, группы «Ярмарка», «Ночной визит». И они очень неплохо продавали свои диски. В Торговом центре был целый отдел омских исполнителей.

«Ночной визит», например, стал популярен за счет того, что у них были друзья на «Агаве». По каналу показывали их полные концерты. По несколько раз. У «Старого кафе» на всех каналах звучала песня «На деревне ночь тихая». Когда стали популярны телевизионные поздравления.

Теперь же омские исполнители, к сожалению, не популярны в той степени, как тогда. Хотя, допустим, группа «Ночной визит» в этом году дала три концерта в небольших залах. При цене билета в 150 рублей залы набились битком. То есть если омская группа популярна, на нее можно собрать народ. Но если раскручивать с нуля, нужно минимум месяц.

Чтобы продавать регулярно какое-то количество компакт-дисков, нужно регулярно вбрасывать в СМИ какую-то информацию, чтобы проявлялся интерес. Слух, реклама, можно привезти какую-то звезду – чтобы спел на разогреве, запустить клип дуэта с какой-то звездой. Увеличение аудитории за счет привлечения другой звезды – как делает Борис Моисеев. Маша Распутина и Филипп Киркоров, Дима Билан и Нелли Фуртадо – тот же самый ход. Словом, дуэт с кем угодно, смотря сколько денег проплатит.

Можно, допустим, отправить на «Фабрику звезд». И он может ее выиграть. Но это будет стоить очень больших денег. То, что там все честно и все благодаря талантам, – большая иллюзия. Два человека из Омска туда ездили и со своими талантами в шоу не попали. Им открыто сказали: «Участие в программе стоит 2,5 миллиона, цена победы оговаривается отдельно».

Другой интересный вопрос – нужен ли Омску свой музыкальный герой. Сравним с Новосибирском – у них есть свой не музыкальный герой, а очень популярный двойник – балет «Тодес». Просто Алла Духова продала свой бренд новосибирскому коллективу. Он прекрасно работает в Новосибирске, собирает залы. Там работают местные таланты. Но по качеству это ничуть не хуже.

Такой же пример есть и здесь. «Камеди Клаб». У местного филиала выступление одного резидента на 7 минут стоит 2500 рублей. Получается, номер на 4 человек на 10 минут – 10 000. Откуда такая цена взялась? И на них же народ прет. Потому что раскрученный бренд работает в Омске. Назвались бы они «Друзья с Марса» – на них бы никто не пошел. И ничего, что где-то не смешно и что они сами не светятся на ТВ.

То же самое можно сделать с вокалистом – друг Аллы Пугачевой. Но чтобы он засветился. Спел бы он с ней, показали бы этот ролик по омскому телевидению – я уверен, что поклонники Пугачевой на него бы пришли.

– Сколько можно заработать на своей популярности после проведенной раскрутки?
– В Омске трудно таким образом заработать. Даже на гастролях звезд российского масштаба организаторы зарабатывают не так уж много. Тысяч сто, ну четыреста. Поэтому не приезжают Пугачева или Киркоров. Привозят всяких мелких звезд, которые не всегда продаются. Например, анонсировавшийся Песков не приехал, «Самоцветы» не приехали и так далее. Отмен очень много.

– Получается, никто и не хочет раскручиваться?
– А зачем? Чтобы заработать денег или стать популярным? Чтобы стать популярным – есть смысл, если есть лишние три-пять миллионов. Но как быстро о тебе все узнают, так быстро о тебе все и забудут. Достаточно для этого будет двух месяцев. Поэтому человек, который хочет стать звездой в Омске, должен отдавать себе отчет, что, заявив о себе один раз, нужно затем заявлять о себе как минимум несколько раз в месяц. Слухами, событиями, акциями, скандалами. И ровно столько месяцев и лет, сколько он хочет быть популярным.

Возможно и не выезжая из Омска стать известным на всю Россию. Типичный пример – передача «Играй, гармонь». Ребята делают программу в Новосибирске и переправляют в Москву, там ее показывают. И она очень популярна. Можно и в Омске такую программу делать. Если деньги есть.

– Ну а что, «Гражданская оборона» тоже добилась популярности благодаря деньгам?
– Ну, за них отвечать не могу. Но у рокеров же свои течения. Берем эту целевую аудиторию. Смотрим, по каким каналам у них можно стать популярным. Что они смотрят, слушают, где тусуются. И работаем через эти каналы.

Словом, примеры есть, дело только в деньгах. Если раньше дружеские отношения с людьми в медиа-ресурсах сильно помогали исполнителям, то теперь они не работают. Потому что произошла полная коммерциализация СМИ. В Омске, как уже сказал, раскрутиться стоит три миллиона. По России – в десятки, если не в сотни раз больше.

Продюсер Виктор Понкратов:
– Насчет денег. Деньги, конечно, нужны. Но не обязательно для того, чтобы организовать концерт, на который публика придет. Это очень легко. Я собирал зрителей на концерты группы «Ярмарка» так: всего лишь имея связи среди руководителей, например, больших заводов – имени Баранова, «Полета».

Общаешься с руководителем, выступаешь у него на юбилее завода. После этого, когда решаешь провести для имиджа коллектива концерт в Концертном зале, договариваешься, руководитель откупает билеты – двести, триста. И так с несколькими. Таким образом, зал набивался практически битком. Так что собрать зал нетрудно. Кроме аренды зала в бюджете были еще выступления других артистов – чтобы кто-то пришел на «Ярмарку», кто-то на «Старое кафе», «Ночной визит» или Гализдру.

Надо собирать тусовку. И все они, и еще «Каприз», хореографический ансамбль «Птица-тройка», ансамбль танца «Серпантин» – составляли одну тусовку. И когда у кого-то был собственный концерт, он был с участием и других. Так мы собирали и свою публику, и публику других исполнителей. Это если говорить не о заработке, а о том, чтобы популяризировать свое творчество, получить творческий толчок, показать свой материал.

Почему плохо воспринимается у нас любая другая группа не из этой тусовки? Все дело в неправильно подобранном репертуаре. На чем раскручивался «Ночной визит»? Песни Киркорова, Сюткина и другая попса, которая легко воспринимается. Соответственно, для любого зрителя культурно не развит, делается все, чтобы было красиво, чтобы ему понравились. Он увидел эту картинку – парни в красивых костюмах, знакомые песни, и все уже хорошо. Это элементарно.

Тяжелее было «Ярмарке». Оттого, что у нас был новый материал. Стало легче, когда появилась «Русская песня» Бабкиной, «Золотое кольцо» и «Иван Купала». Мы начали пропагандировать народную музыку в электронном варианте. Почему собственно, когда в 1997 ездили на юбилей Москвы, таких групп еще не было. На многих всероссийских фестивалях в разных городах мы занимали первые места. Это было ново, необычно и красиво. Исполнили песни, которые знает весь народ в новом звуке и современной подаче. Раскупали кассеты очень хорошо.

Песня «На деревне ночь…», записанная «Старым кафе», дала им такой толчок, что они живут благодаря ей до сих пор. Они записали уже много хороших песен, но популярна только она. Они по-настоящему заработали на ней деньги. Их стали приглашать с концертами не только в Омск, но и в Тюмень, на весь Север, в Курган, и дело пошло. И они профессионально работают до сих пор.

Вообще, если ты не тусуешься, то и в твоем концерте музыканты выступать не будут. А это очень нужно – чтобы получить профессиональную оценку, чтобы материал был качественный, чтобы чем-то помогли или на что-то указали. Что вот это хорошо, а это надо доработать. Поэтому, я считаю, тусоваться надо. К тому же у нас до сих пор нет качественных профессиональных студий, как в Новосибирске или Москве.

У нас есть студия на радио и у Фауста. Ну, у него какая студия – небольшая комната со звукоизоляцией, одним микрофоном и все. В идеале помещение должно быть большим, где можно было бы поставить чуть ли не оркестр. А сложность в том, что у нас невыгодно вкладывать деньги в студию.

Всего, если все эстрадные коллективы собрать, будет примерно 15. Сколько им нужно платить денег за запись, чтобы окупить эту студию? Так что проблемы всегда с качеством записи. Поэтому в Москве обычно не принимают то, что записано в омской студии. Никогда не будут такую нашу запись крутить на радио, даже если мы заплатим деньги.

Чтобы крутили, нужно к ним прийти, заплатить деньги за студию, которая у них будет, записаться, тогда песню можно пропихнуть. Как раз «На деревне ночь…» «Старое кафе» записывало в Москве, и пару раз ее прокрутили по российскому телевидению. Это стоило 20 000 долларов, деньги давал шинный завод. Такие деньги в Омске зарабатывать невозможно. Даже за год, если каждый день будут аншлаговые концерты.

Поэтому и шоу-бизнеса у нас как такового нет. Хотя есть люди, которые вроде бы и умеют им заниматься. Работать нерентабельно. Отсюда и страдает качество. Халтурят даже приезжие звезды, видя, что аудитория не очень культурная. А когда выходят наши и пашут добросовестно, на них может никто не прийти. Потому что не оценили.

Москва содержит своих, там свои продюсеры, рынок поделен. Единственный вариант пробиться – в рок-группе. «Гражданская оборона» ведь действительно начиналась не с денег. Вот группа «Ликбез», с которой я работал, начинала с известных песен – «Трава у дома», «Мечта сбывается» и т. д. Но группа молодая и они писали свою музыку.

Мы попробовали одну песню – «Город О» – протолкнуть в Москве. Здесь ее и студенты через Интернет переписывали, она пошла в народ и была включена в сборник омских рок-групп. Как сказали москвичи, «Да, баллада, да, хорошо. Ну, давай, заплати 3000 долларов, мы попробуем договориться, чтобы мы ее записали. Мы сами сыграем. Ладно, солиста пригласим, но запишем ее так, как мы хотим». То есть уже начинают ломать. А ломать рок-группу – это значит практически ее уничтожить. Песня должна быть живая, записана так, как сами музыканты хотят.

Так что ребята сами решили ехать в Москву. Пробиваться. Побудут месяц-два. Для чего они поехали – хотя я был против, говорил, что, мол, сожрут быстро. Бывает такое, что музыкантов по одному расхватывают в разные места и все.

Они поехали с деньгами, чтобы записать и попробовать протолкнуть свой материал. Им нужно побывать в этой кухне, покрутиться. Я не думаю, что им понравится, но надеюсь, что пробьются. Ну а песни, записанные здесь, вполне достойны для любой омской радиостанции.

Так что еще раз повторю, деньги не обязательны. Достаточно связей. Нужно тусоваться с известными омскими музыкантами, качественно работающими на сцене. И, в общем-то, все.

Источник