После трех дней ожесточенных дебатов на ежегодном заседании Комиссии ООН по правам человека (март-апрель 2003, Женева, Швейцария) вопрос о включении преследования на почве сексуальной ориентации в определение дискриминации так и не был вынесен на голосование. 

Из-за чего сыр-бор?
Проект Резолюции «Права Человека и Сексуальная Ориентация»
59-я сессия Комиссии ООН по правам человека.
Страна, вынесшая вопрос на обсуждение: Бразилия.

Комиссия по правам человека,
вновь подтверждая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международную Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин, Конвенцию о недопустимости пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека обращения или наказания, Конвенцию о правах ребенка,

напоминая, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
вновь подтверждая, что Всеобщая декларация прав человека устанавливает фундаментальный принцип недопущения дискриминации, и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия,

подтверждая, что просвещение в вопросах прав человека является основой для изменения отношения, поведения и уважения в вопросах многообразия человеческого общества,

1. выражает глубокую обеспокоенность тем, что во всем мире происходит нарушение прав человека на основе его сексуальной ориентации,
2. подчеркивает, что права человека и основные свободы даются человеку с рождения и не подлежат сомнению, и обладание этими правами и свободами не может ограничиваться в зависимости от его сексуальной ориентации,
3. призывает все государства поддерживать и защищать права человека вне зависимости от его сексуальной ориентации,
4. принимает во внимание случаи нарушения прав человека на основе его сексуальной ориентации, о которых докладывают Комиссии по правам человека эксперты и представители рабочих групп, и поддерживает все мероприятия Комиссии по правам человека, направленные на выявление подобных нарушений,
5. обращается с просьбой к Верховному Комиссару Комиссии по правам человека уделить достойное внимание нарушению прав человека на основе его сексуальной ориентации.

Нельзя ли подробней?
Комиссия ООН по правам человека – единственное в своем роде учреждение, призванное защищать права человека, добиваться их признания и соблюдения во всем мире.

В принципе, Комиссия по правам человека и Комиссия по экономическим, общественным и культурным правам довольно давно признают «сексуальную ориентацию» как недопустимое основание для дискриминации, и время от времени призывают государства-члены ООН прекратить подобного рода дискриминацию. За это также выступают многие независимые эксперты ООН. В 1999 году Европейский Союз принял Амстердамскую Конвенцию(Treaty of Amsterdam), которая запрещает дискриминацию на основе сексуальной ориентации. Кроме того, некоторые государства уже внесли соответствующие поправки в законодательство и даже в конституцию, как, например, ЮАР, Эквадор и несколько штатов Бразилии.

Однако на уровне голосования и принятия резолюции этот вопрос должен был обсуждаться впервые за всю 60-летнюю историю Комиссии. Инициатором стала Бразилия, ее поддержали 19 стран из 53, являющихся членами Комиссии на сегодняшний день, включая Канаду, ЮАР и большинство стран ЕС. Россия, как и следовало ожидать, в списке соавторов не значится. И случись-таки обсуждение, ее, понятное дело, не было бы в числе проголосовавших «за».

22 апреля в официальном пресс-релизе международная правозащитная организация Amnesty International писала: “Принятие этой резолюции – единственная возможность распространить права человека на лесбиянок, геев и транссексуалов, которые до сих пор в системе ООН были их лишены. Государства, которые голосуют «против» тем самым дают понять, что они не верят в первое и главное положение Всеобщей Декларации прав человека о том, что все люди рождаются равными в своем достоинстве и правах. Внимание ООН к этой проблеме может реально изменить жизнь реальных людей»

Международная гей-лесби-комиссия по правам человека назвала эту резолюцию «исторической возможностью прописать права геев, лесбиянок и транссексуалов на уровне международных законов».

Оно нам надо?
Сейчас почти половина всех государств мира ставят гомосексуальные отношения вне закона, а более 70 стран их полностью запрещают, налагая различные наказания – от тюремного заключения до публичной порки и смертной казни. Исключительная мера наказания предусмотрена в 7 странах: Чечне, Иране, Ираке, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане и Йемене. В Бандладеше, Египте, Малайзии и Пакистане гомосексуалисты подвергаются серьезным репрессиям со стороны государства: тюремные сроки от года до 20 лет. В некоторых странах - Мексике, Эль Сальвадоре, Колумбии и даже Бразилии – ультраправые военизированные группировки проводят спец-операции и облавы с целью избиения, а зачастую и истребления гомосексуалистов.

Примечательно, что в пресс-релизе Amnesty International, наряду с примерами, мягко говоря, дискриминации геев и лесбиянок в разных странах, упоминается русская лесбиянка по имени Ирина, которой угрожает принудительное психиатрическое лечение в том случае, если она не откажется от родительских прав на своего несовершеннолетнего сына.

Кто на ком стоял?
Голосование должно было состояться в среду, 23 апреля, но потом было перенесено на четверг, а затем на пятницу, на время перед самым закрытием заседания. В результате, незадолго до закрытия председатель Комиссии предложил перенести решение вопроса на следующий год. Предложение Канады о продлении заседания еще на два дня и немедленном голосовании было отклонено.

Блок мусульманских стран (в первую очередь, Пакистан, плюс Саудовская Аравия, Египет, Ливия и Малайзия) всеми силами задерживал принятие резолюции. Как известно, существует множество уловок, к которым можно прибегнуть для сокращения или изменения «неудобной» повестки дня, например, заполнить время другими вопросами, так чтобы осталось как можно меньше времени для обсуждения главной темы, или регулярно докладывать о своей «неготовности» к обсуждению и просить дополнительного времени. «Некоторые из пунктов, - сказал посол Пакистана Шаукат Умэр, - создают серьезные трудности для большой группы стран». К вечеру пятницы «большая группа стран», насчитывающая аж пять (!) участниц, наконец, представила собственные варианты резолюции, из которых вообще было исключено понятие «дискриминация на почве сексуальной ориентации».

Кроме того, США сразу же отказались принимать участие в голосовании, объяснив свою позицию тем, что не считают ООН «подходящим местом для решения вопросов, связанных с сексуальностью», по их мнению, такие вещи должны решаться на уровне федеральных и местных органов управления каждой отдельно взятой страны.

Британский гей-активист Питер Тэтчел заявил: «Все предыдущие попытки обсудить права гомосексуалов на уровне ООН пресекались гомофобными правительствами. В этом году исламистские фундаментальные государства сначала оттягивали голосование, а потом и вовсе сорвали его. Именно в этих странах геев и лесбиянок либо бросают в тюрьмы, либо истязают, либо убивают»

А нам-то что?
Нам-то россиянам, что? Будем смотреть правде в глаза: возможно, что ничего. Резолюция, даже будучи принятой, носит отнюдь не принудительный, а лишь рекомендательный характер. Станет ли наша страна руководствоваться «рекомендациями» – вопрос открытый. И тем не менее, после принятия общей резолюции могли бы последовать резолюции в отношении отдельных государств, дискриминирующих геев, лесбиянок и транссексуалов. Резолюции по отдельным странам - главный инструмент Комиссии, о его действенности говорит хотя бы то, с каким упорством различные страны до сих пор пытаются во что бы то ни стало избежать принятия подобной резолюции в отношении их самих, как, например, в этом году действовала Россия, всеми силами стараясь не допустить принятия резолюции, внесенной Европейским Союзом и содержавшей указания на нарушения прав человека в Чечне. Не допустила. При помощи Ливии, Сирии, Кубы и Индии. Примечательно, что в вопросах соблюдения прав человека именно эти страны (да, еще Китай) чаще всего становятся союзниками России.

А дальше?
Может быть, голосование по вопросу включения преследования на почве сексуальной ориентации в определение дискриминации состоится в следующем 2004 году. По крайней мере, Комиссия ООН постановила «включить данный пункт под тем же заголовком в повестку дня своей шестидесятой сессии». Впрочем, шансов на то, что резолюция будет принята, крайне мало. Слишком многие государства в худшем случае проводят политику дискриминации в отношении геев, лесбиянок и транссексуалов, а в лучшем делают вид, что проблемы не существует. Относится ли сюда Россия? К сожалению, да.

В последние годы работа Комиссии по правам человека вызывает все больше и больше нареканий. Формально, цель Комиссии заключается в том, чтобы избавить людей во всем мире от преследования и подавления свобод. Но на самом деле Комиссия состоит из представителей 53 суверенных государств, которые защищают свои собственные политические интересы, при этом в нее стремятся вступить страны, которые сами нарушают права человека, и которые будут сопротивляться попыткам ООН указать тому или иному государству на нарушение этих прав. Все труднее становится противостоять блокам и альянсам, создаваемым внутри Комиссии. Не случайно их все чаще называют «коалициями нарушителей прав человека», и тем более печально, что в подобного плана «коалиции» все чаще входит Россия. Независимые эксперты снова и снова заявляют, что необходима реформа Комиссии. Все правильно. Но кто и каким образом может реформировать организацию, которая и так ни от кого не зависит?

DeMars © специально для Lesbiru.Com, 12.05.03